Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25
|
Говорящая среда в ДОУОдин из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. В чем же заключается цель «говорящей среды»? Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. Задачи: 1. Создать атмосферу эмоционального комфорта. 2. Создать условия для творческого самовыражения. 3. Создать условия для проявления познавательной активности детей. 4. Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративноприкладного искусства, книжных иллюстраций. В группах следует организовать «Центры активности», которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы. Такая «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело. Признаки «говорящей среды»: 1. Наличие значимых для детей элементов: творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта», «Книга открытий» и др. 2. Визуализация скрытых элементов среды. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать переполнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны. Постоянно действующие элементы «говорящей среды»: 1. Информационная доска с названием реализуемого в данный момент проекта, «Лотос-план», иллюстрации. 2. Опорные (ключевые) слова реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей. 3. Тематические карточки для образовательной деятельности в «Центрах активности». Например, ребенок может рассматривать, закрашивать, штриховать, сравнивать, считать, копировать буквы и слова, обсуждать изображения с другими детьми. С помощью карточек можно на доступном уровне рассказать детям об изучаемой теме. 4. «Книга открытий». Каждая страница – это коллективная работа детей, на которой познавательная информация о проекте представлена в виде аппликаций, рисунков, фотографий и даже записанных текстов. «Авторская» позиция обладает большим мотивационным потенциалом, позволяет детям понимать смысл той деятельности, которой они занимаются. 5. «Азбука проекта» используется педагогами для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности. В «Азбуке проекта» дети рисуют (в младшем дошкольном возрасте) и пишут (в старшем дошкольном возрасте) буквы и опорные слова, соответствующие теме проекта. 13.10.2022 Вацура Т.В., старший воспитатель Работа над «Азбукой проекта» является добровольной, дети включаются в нее исходя из собственных потребностей и интересов. 6. Социологические опросы. При подготовке и реализации проекта педагогу важно понять, насколько тема интересна каждому ребенку. Соцопросы помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение. Чем полезна «говорящая среда»: 1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное. 2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду. 3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми Мини- музей казачьей направленности: Социально-коммуникативное развитие: ПДД; пожарной безопасности; игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие: «Уголок Природы»; сенсорного развития; конструктивной деятельности; математического развития; экспериментирования. Речевое развитие: речевого развития или уголок речи и грамотности; Книги; — Логопедический уголок. Художественно-эстетическое развитие: — Центр ИЗО или уголок творчества; — Центр музыкально-театрализован-ной деятельности. Физическое развитие: — Центр физического развития ; — Спортивный уголок «Будь здоров!» Также созданы стенды для родителей, коллектива, воспитанников
На детских площадках построены новые теневые на весы для 2 групп: Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности . 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Вывод. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 12 марта 2022 в 20:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.