Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25

Говорящая среда в ДОУ

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. 

Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среда». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. В чем же заключается цель «говорящей среды»? 

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. 

Задачи: 1. Создать атмосферу эмоционального комфорта. 2. Создать условия для творческого самовыражения. 3. Создать условия для проявления познавательной активности детей. 4. Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративноприкладного искусства, книжных иллюстраций. 

В группах следует организовать «Центры активности», которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы. 

Такая «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве,  проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело. 

Признаки «говорящей среды»: 1. Наличие значимых для детей элементов: творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта», «Книга открытий» и др. 2. Визуализация скрытых элементов среды. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать переполнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны. Постоянно действующие элементы «говорящей среды»: 1. Информационная доска с названием реализуемого в данный момент проекта, «Лотос-план», иллюстрации. 2. Опорные (ключевые) слова реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей. 3. Тематические карточки для образовательной деятельности в «Центрах активности». Например, ребенок может рассматривать, закрашивать, штриховать, сравнивать, считать, копировать буквы и слова, обсуждать изображения с другими детьми. С помощью карточек можно на доступном уровне рассказать детям об изучаемой теме. 4. «Книга открытий». Каждая страница – это коллективная работа детей, на которой познавательная информация о проекте представлена в виде аппликаций, рисунков, фотографий и даже записанных текстов. «Авторская» позиция обладает большим мотивационным потенциалом, позволяет детям понимать смысл той деятельности, которой они занимаются. 5. «Азбука проекта» используется педагогами для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности. В «Азбуке проекта» дети рисуют (в младшем дошкольном возрасте) и пишут (в старшем дошкольном возрасте) буквы и опорные слова, соответствующие теме проекта. 13.10.2022 Вацура Т.В., старший воспитатель Работа над «Азбукой проекта» является добровольной, дети включаются в нее исходя из собственных потребностей и интересов. 6. Социологические опросы. При подготовке и реализации проекта педагогу важно понять, насколько тема интересна каждому ребенку. Соцопросы помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение. Чем полезна «говорящая среда»: 1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное. 2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду. 3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми

f00f221540a1700108692d77.jpg

Мини- музей казачьей направленности:

Социально-коммуникативное развитие:

 ПДД;

f00f221540a1700108563d71.jpg

592025ca6b46ee392a25d4d6aceafad4.jpg

d048627d2372cf90442b57c763da20e6.jpg

пожарной безопасности;

901b9754f6d92c3c7c772267c53b3ffb.jpg

игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

3ff4c1541f9c7399129c6f94ad0c3abd.jpg

aeab574f237fe73b490e3ccd53e54076.jpg

30536f257d1ff9371a587d945e028dd1.jpg

333fd8c48f24f57b2340288352fad03b.jpg

1d0a8ecf2b81ba1da4b08974af126aff.jpg

Познавательное развитие:

«Уголок Природы»;

f00f221540a1700112380d44.jpg

6f9d9e35df376272b3921fe1eb85db8d.jpg

 сенсорного развития;

18b58f2350fd6fc2ea51f15fac2a9b27.jpg

 конструктивной деятельности;

ea04ecb4275e8b25c767dd293a2b4bd4.jpg

d1c0ec02c77acc0a0d76d560b1108b24.jpg

f00f221540a1700108816d89.jpg

ef172084b2b32e5c6c5cbd74e5a16150.jpg

 математического развития;

29c1acc46bc109e3324f1662ae099349.jpg

5a533651226dc238c5af5be37ee3ca62.jpg

db01342dad3bd9ea4a0002d685fae27c.jpg

экспериментирования.

f00f221540a1700108845d48.jpg

ac047645408780842996465b563c6a83.jpg

Речевое развитие:

 речевого развития или уголок речи и грамотности;

1a7720b434a076b974043aa361f953fc.jpg

Книги;

f00f221540a1700108891d30.jpg

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

83f39ab14d12e73a63ca7a18e0072cc6.jpg

8998db16431de1846896fbca3cd937c8.jpg

e212639676179c3e75bfb8d9fc1ddc32.jpg

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

2abae728be0d60e9b56bdf30b50dba94.jpg

0ffbdc5184dc26457c2ca32b0f26071c.jpg

Физическое развитие:

— Центр физического развития

13456125466de0cf2f98d0d57a4903cb.jpg;

0d9d9d7cfa248a5b30d6b8ba35c861c5.jpg

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

3b074f03f5a51345feff5130203e477f.jpg

Также созданы стенды для родителей, коллектива, воспитанников

f00f221540a1700108955d91.jpg

f00f221540a1700108933d89.jpg

f00f221540a1700108920d93.jpg

70132602f4dd424bc85c07075378a94d.jpg

554974f3baff322f8d9a4d02a1a400a4.jpg

30ad191887a5951017da422846433008.jpg


c012b3fce903906e8fabc5ba8e9253d0.jpg

2cdf63920efb6e5a52a4b46dbfabf23a.jpg

24a1bf12601398c33593af82d8cf9715.jpg

a8f77e9d2f7d9385b129af6e55632420.jpg

f00f221540a1700108991d69.jpg

7232320789cd73a54f2ac65a8f98c17b.jpg

bfbcc1e48eefe5195c45ad16ff380a53.jpg

79a3b2a2fa854a54f7de8be90352cf6e.jpg

2b86a92ac3a2eed43fd0c1006ca8167b.jpg

На детских площадках построены новые теневые на весы для 2 групп:

21fe4961fe2a30ce589dc6ed27f30d3f.jpg

f99b0b97f331b6758e28487876291937.jpg

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности

d3f02a5558e9651cdf88c797535d3b90.jpg.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

12 марта 2022 в 20:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.